Рубрики
Вопросы и ответы 🥰 Коучинг Взрослости

Эффективные стратегии преодоления конфликтов

Время на прочтение: 4 минут(ы)

Все стратегии преодоления конфликтов могут быть эффективными в зависимости от ситуации и участников взаимодействия. Нет правильных или неправильных методов — каждая стратегия может оказаться наиболее подходящей или, наоборот, неэффективной в конкретном контексте.

Важно уметь видеть ситуацию и систему конфликта целиком и выбирать тот подход, который лучше всего решит проблему и сохранит продуктивные отношения, если вы в них заинтересованы с другой стороной.

В различных сферах жизни можно использовать разные пути преодоления конфликтов, будь то рабочая среда, бизнес или личные взаимоотношения. Здесь я буду приводить примеры в основном из бизнеса: ситуации на уровне менеджеров высшего звена, либо ситуации из взаимодействия менеджеров среднего и низшего звена с подчиненными, случаи из фриланса или аутсорса. Но сами стратегии могут быть подходящими и при решении конфликтов в других сферах жизни тоже.

Конфликтные ситуации неизбежны в любой сфере жизни, будь то работа, бизнес или личные отношения. Поэтому строить иллюзии о том, что «все всегда будет гладко» — нецелесообразно. Целесообразнее знать стратегии и уметь ими пользоваться на практике, даже комбинируя их для каких-то особых случаев.

Успешное решение конфликтов зависит от выбранной стратегии, типа действий и от участников конфликта (их способностей и качеств). Опишу также базовые предположительные ✅-«возможности» и ❌-«проблемы/риски» каждого типа и стратегий, чтобы вы могли учитывать возможные последствия.

⚠️Рекомендация: создавайте ясность в решении конфликта. Предлагая решение или стратегию, озвучивайте как риски, так и возможности, чтобы ваш оппонент принял взвешенное решение. Это поможет уменьшить конфронтации и проблемы в будущем, и создаст доверительную среду в взаимодействии.

Типы действий в конфликтах.

Тип действий не является стратегией, а является частью стратегии. Это скорее про вариант решения действий сторон конфликта.

Односторонние решения 🤔

Принимаются каждым участником самостоятельно на свой страх и риск.

  • ✅ Быстрое принятие решений
  • ❌ Высокие риски конфликта и недовольства

Пример 1: Владелец бизнеса решает сменить поставщика без обсуждения с партнерами, что может привести к недовольству со стороны прежних поставщиков и партнеров, но ускорит процесс закупок.

Пример 2: Дизайнер меняет концепцию логотипа без согласования с клиентом, рискуя вызвать его недовольство.

Взаимно согласованные компромиссы 🤝

Стороны добровольно идут на уступки.

  • ✅ Минимизация конфронтации
  • ❌ Оба участника теряют часть желаемого

Пример 1: Два отдела в компании спорят о бюджете на маркетинг, но соглашаются на равное распределение средств на актуальные задачи.

Пример 2: Копирайтер и заказчик договариваются о частичной предоплате вместо полной, чтобы обе стороны чувствовали себя комфортнее.

Совместные, интегративные подходы 💡

Когда решение выгодно для всех участников.

  • ✅ Взаимовыгодное сотрудничество
  • ❌ Требует увеличение времени и дополнительных ресурсов

Пример 1: Два конкурирующих бизнеса объединяют усилия для совместного проведения вебинара, привлекая больше клиентов. При этом распределяют предложения по их содержимому и рекомендуют друг друга как взаимодополняющие системы.

Пример 2: Разработчик и дизайнер создают пакет услуг вместе, увеличивая ценность предложения для заказчиков.

🚀 Управление конфликтами: профилактика и решение

Для эффективного управления конфликтами важно использовать две основные стратегии:

Предупреждение конфликта 🛑

Включает в себя улучшение условий работы, справедливое распределение ресурсов, внедрение прозрачных правил и норм, создание эффективной системы управления или сотрудничества. Часто помогает в преодолении межнациональных конфликтов в крупных международных компаниях.

  • ✅ Позволяет избежать проблем в будущем
  • ❌ Требует значительных изменений в организации

Пример: 1 Внедрение четких KPI в компании снижает риск споров о зарплате между сотрудниками.

Пример 2: Фиксирование всех условий сотрудничества в договоре, в котором прописаны разные предполагаемые конфликты и их возможные решения с указанием предварительно необходимых ресурсов.

🔥 Решение конфликта. Основные стратегии преодоления конфликтов и поведения в конфликте

Решением конфликта может быть разным, в некоторых ситуациях даже уход из него. Суть решения конфликта заключается не только в реализации какой-то цели, но еще и в том, чтобы снизить напряжение, которое вызывает конфликт. И здесь есть разные стратегии, которые могут быть где-то наилучшими.

⚠️Помните: главная цель решения конфликта — снять напряжение или уменьшить его. Излишнее напряжение требует большего количества ресурсов на преодоление конфликта, поэтому снятие напряжения — главная фоновая цель. Остальное — только средства реализации этой цели.

Уход от конфликта 🚶‍♂️

Применяется, когда стороны не готовы к его решению или не считают его достаточно значимым. Иногда это позволяет сохранить хорошие отношения, но не решает проблему. В частности, к примеру, может возникать необходимость преодоления конфликтов в коллективе через стратегию временного дистанцирования.

  • ✅ Снижение эмоционального напряжения
  • ❌ Отсутствие решения проблемы

Пример 1: Руководитель избегает разговора о низких продажах с подчиненными, надеясь, что ситуация улучшится сама собой.

Пример 2: Копирайтер игнорирует спорные правки клиента, рассчитывая, что заказчик забудет о них.

Психологическое замещение 🧠

Отказ от конфликта в пользу временной компенсации за счет других целей или удовольствий.

  • ✅ Временное улучшение эмоционального состояния
  • ❌ Проблема остается нерешенной

Пример 1: Сотрудник, недовольный зарплатой, вместо переговоров с начальником активно уходит в хобби.

Пример: 2 Иллюстратор, уставший от требований клиента, переключается на личные проекты, чтобы восстановить баланс.

Стратегия приспособления 🤷‍♀️

Если одна из сторон менее заинтересована в конфликте и занимает более высокую позицию, она может уступить другому участнику, сохраняя при этом нейтралитет. Это часто применяется при преодолении конфликта интересов, когда важно не усугублять ситуацию.

  • ✅ Сохранение отношений
  • ❌ Потенциальное недовольство и недооцененность

Пример 1: Крупный инвестор позволяет стартапу принять его условия, чтобы не разрушать партнерство.

Пример 2: Разработчик соглашается на предложенный бюджет, понимая, что спорить бесполезно.

Принуждение 💪

Когда одна из сторон обладает значительным превосходством и использует силовые методы для решения конфликта в свою пользу.

  • ✅ Быстрое достижение цели
  • ❌ Высокая вероятность ухудшения отношений

Пример 1: Руководитель навязывает сотрудникам переработки под угрозой увольнения.

Пример 2: Клиент требует внести дополнительные правки без доплаты, угрожая плохим отзывом.

Совместная работа сторон по преодолению конфликта 🤝

Когда обе стороны осознают необходимость сотрудничества и активно ищут пути преодоления конфликтов, устраняя его причины.

⚠️ Является самой конструктивной в любых условиях, но для применения этой стратегии необходима высокая осознанность всех сторон конфликта. Часто именно здесь необходима помощь психолога или коуча по личностному развитию. Не редко конфликтующие стороны проецируют на проблему и ее причины свои нерешенные ситуации из прошлого, что мешает увидеть реальную причину конфликта и наилучшие решения. Работа с психологом или коучем может помочь убрать проекции и увидеть ситуацию реалистично.

  • ✅ Долгосрочное решение
  • ❌ Требует дополнительных усилий и времени

Пример 1: Два руководителя компаний объединяют усилия, чтобы урегулировать разногласия и наладить взаимовыгодное сотрудничество.

Пример 2: В коллективе сотрудники обсуждают и вырабатывают систему взаимодействия для преодоления конфликтов.

Что делать, если понятно что делать, но не можете действовать как хотели бы.

Именно здесь Вам нужна психологическая помощь и специалист, который поможет Вам убрать свою личную причину неспособности действовать соответствующе ситуации и принятому решению.

Часто именно наши детские и подростковые шаблоны поведения врываются в процесс и не дают нам действовать эффективно.

Для решения этой проблемы (детско-подростковое или неконтролируемое поведение) я создала мою программу естественного развития личности — «Коучинг Взрослости».

Благодаря этой программе Вы сможете не только решать конфликты эффективно, предупреждать их в будущем, но и создать среду, где они будут помощниками в развитии и самосовершенствовании на пути к Вашим целям, и средой для получения удовольствия от процесса их решений.

Автор: Марина Вольф

Сертифицированный коуч по международным стандартам ICU.
Сертифицированный системный расстановщик по Б. Хеллингеру и Ф. Рупперту.
Позитивный психолог (Penn University)

Добавить комментарий

Обсуждение закрыто.